Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Детский сад № 33 Василеостровского района Санкт Петербурга |
|
"Готовность к школе: что это такое?" Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс - чем раньше, тем лучше. Нечего терять год, пусть набирается ума-разума. Другие - в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период относительно беспечного детства, жалко его. Третьи вообще не имеют определенного мнения: сегодня поговорили с Зиной из пятого подъезда и решили: нечего портить себе и сыну жизнь. Ещё успеет намаяться! Завтра Вовкин дедушка из соседнего двора рассказал, что Вовочка-то, оказывается, в спецшколу поступает. И собеседование уже прошел. Тут родительские амбиции спать не дадут: этот - в спецшколе, а мой что же, хуже? И ребенку нет покоя. Он ни на что толком не может настроиться. Вопрос первый. С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу - с шести или с семи лет? Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. До недавнего времени во многих школах России существовало обучение сразу по двум программам - одна была рассчитана на четыре года обучения (для детей, поступающих в первый класс в шестилетнем возрасте), а другая - на три года обучения (для детей, поступающих в первый класс по исполнении семи лет). Теперь наблюдается тенденция повсеместного перехода на четырехлетнее начальное обучение. При этом считается, что ребенку на момент поступления в школу должно быть не меньше шести с половиной лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое. Массовая школа с такой психологической задачей справиться не смогла. В первую очередь к этому оказались не готовы учителя: невозможно, проработав в школе десять, двадцать, тридцать лет, вдруг на один год сменить профессиональную стратегию - переключиться с навыкового тренинга на игру. Поэтому шестилетки очень быстро оказались точно в таких же условиях, как и семилетние дети. Это не лучшим образом сказывается и на их здоровье, и на психологическом развитии. С другой стороны, считается, что программа трехлетнего обучения в начальной школе слишком интенсивна и ведет к перегрузке детей. Поэтому хочется растянуть ее на четыре года начальной школы. Вот и нашли компромиссный вариант: считать возрастом поступления в школу не шесть лет, не семь, а шесть с половиной. При этом можно отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, а родители девочек не торопятся. В результате мальчики в шесть с половиной лет частенько оказываются в классе семилеток, а семилетние девочки - в классе для шестилетних детей. Мотивы родителей мальчиков ясны: за одиннадцать лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. У родителей девочек, как им кажется, больше возможностей продлить игровое детство своему ребенку. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки. Вопрос второй. Если ребенок очень умный, любознательный, умеет читать, с удовольствием рисует буквы, то не повредит ли ему "пересиживание" в детском саду? Не затормозит ли это его развитие? В этом случае важно знать, что поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении. Первый класс - это прежде всего письмо. А обучение письму - серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности. Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе, скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Вопрос третий. Разве готовность к школе не определяется интеллектуальным развитием? А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Школа начинается с раздевалки. На дверях большинства наших учебных заведений красуются таблички "Посторонним вход воспрещен!". К числу посторонних, между прочим, относятся и родители. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся "в процессе". Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать. Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета. Вопрос четвертый. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день, чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. (Телевизора вообще лучше поменьше, особенно "взрослого".) "Книжных" родителей нужно предупредить, чтобы они не торопились читать детям пяти-шести лет все, что сами любили в детстве. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше приберечь на тот момент, когда ребенок начнет читать сам. Призываем родителей поощрять все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование. Вопрос пятый. Бывают ли особые ситуации с поступлением в школу, которые нужно решать нетрадиционно? Есть дети, намного опережающие свой "паспортный возраст". Это редкое явление. Зафиксировать его можно только с помощью специалиста-психолога. Одного родительского мнения тут недостаточно. В этих случаях ребенок может поступить в школу раньше положенного срока. Но это не значит, что у него не будет трудностей. Родителям к ним надо быть готовыми. Случается также, что родители хотят отдать своего малыша именно к этой учительнице, и ни к какой другой. Иногда при этом ребенок поступает в школу раньше, чем ему исполняется шесть лет. В этом случае необходимы согласие учителя на зачисление ребенка в первый класс и уверенность родителей, что малышу будет предоставлена возможность "дозреть", что на первых порах его возраст будет приниматься учителем во внимание. Родителям придется помнить, что малюсенький первоклассник будет сильно утомляться. При хороших отношениях с учительницей, возможно оговорить для него "разгрузочные" дни. Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу. Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната (это форма платного обучения). В подобных случаях ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в соответствии с выданным ему документом. Обучение в школе системы экстерната не нужно путать с обучением в частной школе. Не все частные школы обладают лицензией, и их аттестационные листы могут не засчитываться при переходе в государственную школу. В этом случае принимающая ребенка школа сама определяет уровень готовности ребенка по предложенным ему контрольным работам. Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.
В коллективной консультации принимали участие:
|
|
ГБДОУ детский сад №33 Василеостровского района © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |